Испанская компания Exolum инициировала процесс получения разрешений на строительство нового терминала для хранения наливных грузов во внешнем порту Ла-Корунья на причале Пунта-Лангостейра. Проект, инвестиции в который превысят 100 миллионов евро, является частью стратегии компании по содействию энергетическому переходу в Испании и Европе через создание инфраструктуры, адаптированной к новым векторам энергии.
Проект позиционируется как терминал для энергетического перехода, спроектированный для постепенной адаптации к изменениям на рынке, нормативным требованиям и промышленному спросу. Он будет оборудован для работы как с традиционными продуктами, так и с устойчивыми видами топлива, такими как возобновляемый аммиак, уловленный CO2, «зеленый» метанол, экологически чистое авиационное топливо (SAF) и другие виды биотоплива.
Планы предусматривают создание комплекса, разработанного в соответствии со строгими критериями безопасности, энергоэффективности, автоматизации и экологической устойчивости. Терминал будет состоять из двух отдельных, но соединенных площадок общей емкостью около 165 000 кубических метров в 22 резервуарах — атмосферных, криогенных и под давлением, предназначенных для хранения углеводородов, химических продуктов, аммиака и CO2.
Предложение включает в себя железнодорожную эстакаду иберийской колеи с прямым подключением к национальной сети, соединение терминала с двумя причалами для судов посредством сети высокопроизводительных трубопроводов и насосов, а также островки для налива автоцистерн. Вся инфраструктура будет дополнена вспомогательными операционными системами и системами безопасности.
Запланированные операции включают хранение, смешивание и отгрузку широкого спектра продуктов: биодизеля, гидроочищенного растительного масла (HVO), биоэтанола, метанола, нафты, SAF, а также сырья для биотоплива и традиционных углеводородов. Предусмотрено также смешивание этих продуктов и их мультимодальное распределение.
Для криогенного CO2 планы предусматривают прием и хранение в условиях давления и охлаждения, а также отгрузку наземным и морским транспортом с возможностью будущего подключения по трубопроводу. В отношении аммиака изучается возможность его приема теми же путями, временного хранения в криогенных емкостях и последующего распределения различными видами транспорта.
Эта гибкая и интегрированная мультимодальная логистическая инфраструктура позволит оптимизировать региональную логистическую систему, повысить операционную эффективность и гарантировать безопасное и устойчивое энергоснабжение для Галисии и северо-запада Пиренейского полуострова. Учитывая сложность планируемой инфраструктуры, реализация проекта будет поэтапной, а начало эксплуатации намечено на 2029 год.
Будущий терминал превратит порт Ла-Корунья в ведущий логистический узел на национальном и европейском уровне благодаря его стратегическому расположению на маршрутах в Северную Европу, Америку, юг континента и на Ближний Восток. Как отметил Хорхе Гильен, руководитель направления авиации и испанских сетей Exolum, эта инициатива отражает «твердую приверженность компании развитию новой логистической инфраструктуры в Испании для решения задач и использования возможностей энергетического перехода». По его словам, порт Ла-Корунья предлагает «исключительные условия эксплуатации» и является идеальным местом для подобных проектов, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности промышленности и экономики Галисии, созданию квалифицированных рабочих мест и привлечению инвестиций, связанных с декарбонизацией сектора.