Мировая индустрия сжиженного природного газа (СПГ) стоит на пороге кризиса перепроизводства. Причиной тому стали агрессивные инвестиции в новые мощности, которые сталкиваются с ослаблением спроса со стороны Китая и растущей геополитической неопределенностью. Такой вывод следует из анализа настроений в отрасли, проведенного консалтинговой компанией Wood Mackenzie по итогам конференции Gastech 2025 в Милане.
Ключевой проблемой для рынка стало поведение Китая. За первые восемь месяцев 2025 года импорт СПГ в страну, являющуюся крупнейшим мировым покупателем, сократился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это падение ставит под сомнение способность китайского рынка поглотить волну новых поставок. В то же время объемы экспорта американского СПГ, одобренные к реализации в этом году, уже выросли, и в ближайшие 12–18 месяцев ожидается запуск новых проектов. Хотя каждое инвестиционное решение в отдельности выглядит коммерчески оправданным, в совокупности они могут привести к избытку предложения на рынке.
Опасения по поводу спроса в Китае усиливаются и в долгосрочной перспективе. Планы КНР по строительству гигантской ГЭС «Медог» мощностью 60 ГВт, а также прогресс в переговорах о дополнительных поставках российского трубопроводного газа по проекту «Сила Сибири — 2» создают структурные риски для роста спроса на СПГ. Эти факторы, наряду с масштабным развитием ветряной и солнечной энергетики в стране, по мнению Wood Mackenzie, ограничат способность Китая абсорбировать прогнозируемое увеличение предложения сжиженного газа.
Геополитическая обстановка вносит дополнительную напряженность. Политика администрации Трампа, направленная на «энергетическое доминирование», усиливает давление на газовые рынки. Усилия США по полному вытеснению российского газа и СПГ из Европы открывают новые возможности для американских поставщиков. Для Белого дома, стремящегося снизить внутренние цены на энергоносители, ограничение экспорта российского газа выглядит более привлекательной мерой, чем санкции против нефти, которые могли бы спровоцировать резкий рост цен.
Россия отвечает на это двумя заметными шагами: поставками продукции с проекта «Арктик СПГ — 2» в Китай и объявлением о заключении обязывающего соглашения по газопроводу «Сила Сибири — 2». Будь то американский СПГ или российский трубопроводный газ, обострение геополитической неопределенности усугубляет и без того существующие опасения по поводу концентрации поставок и стабильности рынка.
В условиях быстрых изменений и растущей волатильности на рынке СПГ появятся явные победители и проигравшие. Наибольшую выгоду могут извлечь европейские потребители за счет снижения цен после отказа от значительных объемов российского газа. Азиатские покупатели со стабильным спросом получат возможность заключить долгосрочные контракты по более выгодным ценам. В то же время американские поставщики, закупающие СПГ для перепродажи, могут столкнуться с падением рентабельности. Большинство же разработчиков проектов защищены от рисков благодаря долгосрочным контрактам и фиксированным тарифам.
Несмотря на то, что рынок по-прежнему пользуется доверием инвесторов и имеет доступ к долговому и акционерному финансированию, на Gastech проявились первые признаки более пристального внимания к проектам. Если долговое финансирование кажется надежным, то акционерные инвесторы все чаще осознают потенциальное сокращение прибыли из-за роста цен на газ в США и одновременного снижения спотовых цен на мировых рынках. Аналитики Wood Mackenzie приходят к выводу, что отрасли необходима «проверка реальностью» и взвешенный подход к новым инвестициям, чтобы обеспечить устойчивый рост и не допустить схлопывания «пузыря СПГ».