Китай стал главным покупателем канадской нефти по трубопроводу Trans Mountain



Китай неожиданно стал основным покупателем канадской нефти, поставляемой по расширенному трубопроводу Trans Mountain. Данные отслеживания судов показывают, что торговая политика США и глобальные санкции привели к серьезному перераспределению потоков сырья спустя год после запуска обновленной магистрали.

Канада является четвертым по величине производителем нефти в мире, однако ее основная нефтедобывающая провинция Альберта не имеет выхода к морю, что ограничивает доступ к портам. Из-за этого около 90% канадского экспорта нефти, или примерно 4 миллиона баррелей в сутки, традиционно направлялось в США. Проект Trans Mountain стоимостью 34 миллиарда канадских долларов (24,4 миллиарда долларов США) — единственный нефтепровод страны, идущий к побережью Тихого океана и открывающий доступ на рынки Азии.

Модернизация, которая началась 1 мая 2024 года, утроила пропускную способность трубопровода до 890 000 баррелей в сутки. С момента выхода на полную мощность Канада поставляла в Китай в среднем около 207 000 баррелей в сутки. Для сравнения, США за тот же период закупали около 173 000 баррелей в сутки. Эти цифры опровергли ранние ожидания, согласно которым именно Соединенные Штаты станут крупнейшим покупателем нефти с TMX.

Рост интереса Китая к канадской нефти происходит на фоне напряженности в отношениях между Вашингтоном и Оттавой, вызванной торговой войной. Кроме того, на ситуацию влияют санкции США в отношении сырья из таких стран, как Россия и Венесуэла. По словам Филиппа Рео, директора Китайского института при Университете Альберты, протекционистская политика США сделала Канаду более привлекательной для китайских покупателей. «Многие китайские НПЗ также помнят о санкциях США и поэтому стараются диверсифицировать поставки, уходя от нефти из Венесуэлы и других мест», — добавил он.

В целом за год после расширения трубопровода канадский экспорт нефти в страны, кроме США, вырос почти на 60%, достигнув рекордного уровня. Среди других покупателей значатся Южная Корея, Япония, Индия, Бруней и Тайвань. При этом в 2024 году средняя загрузка TMX составила 77%, что ниже прогноза в 83%, отчасти из-за высоких тарифов, введенных для компенсации перерасхода средств при строительстве. Ожидается, что в этом году загрузка вырастет до 84%, а к 2027 году — до 92%.

Оператор Trans Mountain Corp. уже изучает возможность дальнейшего расширения мощности на 200 000–300 000 баррелей в сутки. По мнению аналитиков, учитывая стремление Китая найти новые стабильные источники сырья, основная часть любых дополнительных объемов, скорее всего, будет направлена в Азию. «Я думаю, мы увидим, что практически все эти дополнительные танкеры пойдут на запад» для экспорта в Китай, — считает Скип Йорк, главный энергетический стратег компании Turner, Mason & Company.