
Сирия и Ирак ведут подготовку к возобновлению работы нефтепровода Киркук – Банияс, который соединяет иракские нефтяные месторождения Киркук со средиземноморским побережьем Сирии. Этот стратегический маршрут не функционировал с 2003 года. Проект является частью усилий по укреплению двустороннего сотрудничества в нефтяной сфере и, по некоторым сообщениям, пользуется поддержкой США.
Заместитель министра энергетики Сирии по вопросам нефти Гиат Диаб заявил, что насосные станции на всем протяжении маршрута в основном разрушены и требуют комплексной реабилитации. Восстановительные работы включают обновление трубопроводов, резервуаров для хранения, насосного оборудования, электросетей и гражданских сооружений. По словам Диаба, восстановление старой ветки наряду со строительством новой повысит экономическую целесообразность проекта. Правительство Сирии также обновляет законодательство и создает Сирийскую нефтяную компанию («Syrian Oil Co.») для привлечения инвестиций и развития государственно-частного партнерства в сфере нефти, газа и возобновляемых источников энергии.
Нефтепровод Киркук – Банияс, введенный в эксплуатацию в 1952 году, является одним из старейших экспортных маршрутов в регионе. Его возрождение, как ожидается, укрепит энергетические связи между двумя странами и привлечет международные инвестиции. Как отметил заместитель генерального директора Сирийской нефтяной компании Ахмед Каббахджи, Дамаск и Багдад активно работают над восстановлением линии, которая предоставит Ираку прямой доступ к европейским рынкам через Средиземное море.
В настоящее время совместные сирийско-иракские технические комитеты проводят экспертизу для оценки инженерных требований и экономической целесообразности проекта. Рассматривается два основных варианта: ремонт существующего маршрута или создание альтернативного с учетом текущей ситуации в области безопасности и состояния инфраструктуры. Сирийская нефтяная компания уже получила инвестиционные предложения от местных и международных компаний.
Протяженность трубопровода составляет около 800 километров, а его текущая проектная мощность – 300 тысяч баррелей в сутки. По предварительным оценкам, стоимость реконструкции может превысить 4,5 миллиарда долларов США, а строительные работы займут около 36 месяцев. Планы также включают строительство второй, параллельной нитки, что увеличит общую мощность до 1,5 миллиона баррелей в сутки, а также прокладку части маршрута в обход старого пути в провинции Дейр-эз-Зор.
Технические оценки показывают, что линия получила серьезные повреждения в результате военных действий, вандализма и многолетнего простоя. Восстановление объекта имеет решающее значение для Ирака, стремящегося диверсифицировать экспортные маршруты, и для Сирии, которой проект обеспечит значительные доходы от транзита и позволит возродить собственную нефтяную инфраструктуру. Несмотря на высокую стоимость и прошлые неудачные попытки реанимации проекта, сегодня обе страны демонстрируют серьезную нацеленность на его возобновление для укрепления своей энергетической безопасности и экономического восстановления.

