Совместные испытания нефтепровода «Адрия», проведенные венгерской компанией MOL и хорватским оператором Janaf, не смогли подтвердить готовность магистрали к долгосрочному обеспечению Венгрии и Словакии достаточными объемами нефти с Адриатического моря. В ходе недавних тестов трубопровод так и не смог проработать на необходимой мощности более одного-двух часов подряд.
Изначально стороны договорились о постепенном увеличении давления для выхода на максимальную пропускную способность, однако хорватский партнер непосредственно перед тестом сообщил, что сможет поддерживать пиковую производительность лишь в течение часа. Ситуация усугубилась, когда спустя всего 30 минут после начала испытаний Janaf остановила транспортировку, сославшись на «сбой в электроснабжении», что привело к простою системы более чем на час. После возобновления работы также наблюдались сбои и падение давления на хорватском участке.
MOL и Janaf уже давно изучают пропускную способность хорватского участка трубопровода. Нынешние испытания являются частью комплексной многомесячной программы, начатой в сентябре. Ее цель — определить, какой объем нефти южная магистраль способна транспортировать стабильно и в долгосрочной перспективе, чтобы перейти от вспомогательной функции к роли одного из основных маршрутов поставок.
Нефтепровод «Адрия» играет ключевую роль в снабжении Центральной Европы. Для того чтобы он стал полноценной альтернативой, необходимо четко понимать его техническое состояние и возможности. Целевой показатель, необходимый для обеспечения энергетической безопасности региона с учетом плановых ремонтов НПЗ и стратегических запасов, составляет 40 000 тонн нефти в сутки, или 14 миллионов тонн в год.
Значимость диверсификации поставок подчеркивается многомиллионными инвестициями MOL. Еще до начала украинского кризиса компания вложила 170 миллионов долларов в развитие южной инфраструктуры для снижения зависимости от «восточного маршрута», а с 2022 года инвестировала еще сотни миллионов. В MOL подчеркивают, что для надежного снабжения региона необходимы «два коммерчески конкурентоспособных и технически полноценных трубопровода», и переход на альтернативные источники зависит не только от технологий НПЗ, но и от реальной готовности транспортной инфраструктуры.