Проект Greensand: в Дании строят терминал для хранения CO2 в Северном море



В Дании, в порту Эсбьерг, началось строительство транзитного терминала для диоксида углерода (CO2) в рамках проекта Greensand. После ввода в эксплуатацию этот объект станет ключевым элементом первого в Европейском союзе хранилища CO2, создаваемого для смягчения последствий изменения климата.

Завершение строительных работ в порту Эсбьерг намечено на осень текущего года. После этого управление терминалом, который станет первым в ЕС логистическим узлом для улавливания и хранения углерода (CCS), возьмет на себя компания INEOS Energy от имени консорциума Greensand. Проект уже заключил соглашения о поставках сжиженного CO2 с нескольких датских биогазовых заводов.

Технологическая цепочка выглядит следующим образом: после улавливания диоксид углерода будет доставляться автомобильным транспортом на терминал в Эсбьерге, где его временно разместят в специальных резервуарах. По мере их заполнения сжиженный газ будет перегружаться на специализированное судно компании Royal Wagenborg и отправляться к платформе Nini компании INEOS в датской части Северного моря. Оттуда CO2 по трубопроводу будет закачиваться в геологические пласты на глубине около 1800 метров под морским дном для постоянного захоронения.

В декабре 2024 года INEOS и ее партнеры Harbour Energy и Nordsøfonden приняли окончательное инвестиционное решение о переходе проекта Greensand в коммерческую стадию. Это открывает путь для инвестиций в размере более 1 миллиарда датских крон для расширения мощностей по хранению. Ожидается, что морская закачка углерода начнется в конце 2025 или начале 2026 года, что сделает Greensand первой действующей площадкой такого рода в ЕС.

По оценкам Европейской комиссии, к 2040 году для выполнения целей Парижского соглашения странам Евросоюза потребуется хранить 250 миллионов тонн CO2 в год. Технология CCS также рассматривается как ключевой инструмент для достижения Данией углеродной нейтральности к 2045 году. Потенциальный экономический эффект для страны весьма значителен: если Дания сможет занять 5% европейского рынка CCS, это может создать до 9000 рабочих мест и принести экономике до 50 миллиардов датских крон.

Комментируя запуск строительства, Мэдс Гейд отметил: «Порт Эсбьерг уже играет ключевую роль в „зеленом“ переходе в Дании и Европе. Со строительством этого терминала порт находится на пути к тому, чтобы стать центральным узлом для улавливания и хранения CO2 в ЕС, поддерживая как климат, так и экономику». Деннис Юл Педерсен добавил, что Greensand является «одним из самых передовых проектов CCS в мире», а уникальные геологические условия датского шельфа Северного моря «помогут удовлетворить будущие потребности в хранении CO2 по всей Европе».