Снижение импорта нефти в Китае: роль России и санкций

Управление энергетической информации США сообщает, что замедление роста спроса на нефть в 2024 году привело к снижению объемов переработки сырой нефти на китайских нефтеперерабатывающих заводах и сокращению импорта сырой нефти по сравнению с рекордным уровнем 2023 года. Китай, крупнейший в мире импортер сырой нефти, в 2024 году импортировал 11,1 миллиона баррелей в сутки, что меньше 11,3 миллиона баррелей в сутки в 2023 году. Несмотря на общее снижение импорта примерно на 2%, импорт из некоторых стран увеличился, а из других – сократился.

По оценкам Управления, в прошлом году в Китае было потреблено 16,3 миллиона баррелей нефти и других жидких видов топлива в сутки, что является вторым по величине показателем в мире после США. Внутренняя добыча сырой нефти в Китае в 2024 году составила в среднем 4,3 миллиона баррелей в сутки, поэтому стране пришлось импортировать сырую нефть для удовлетворения потребностей своих внутренних секторов по производству нефтепродуктов и нефтехимии. Китайские нефтеперерабатывающие заводы импортировали 11,1 миллиона баррелей сырой нефти в сутки и переработали 14,2 миллиона баррелей в сутки. Как импорт сырой нефти, так и объемы переработки в Китае снизились по сравнению с рекордными уровнями 2023 года, когда страна импортировала 11,3 миллиона баррелей сырой нефти в сутки и переработала 14,8 миллиона баррелей в сутки.

Чистое снижение потребления транспортного топлива (бензина, дизельного топлива и авиакеросина) в прошлом году привело к тому, что китайские нефтеперерабатывающие заводы переработали меньше сырой нефти. Ежемесячные данные Национального бюро статистики Китая и Главного таможенного управления показывают, что потребление как бензина, так и авиакеросина в Китае в 2024 году выросло, но потребление дизельного топлива нивелировало этот рост значительным снижением по сравнению с 2023 годом. Эти оценки являются предварительными и могут быть пересмотрены до конца 2025 года, когда Китай опубликует годовые данные о потреблении, которые используются для обновления Международной энергетической статистики.

Рост потребления нефти в Китае в прошлом году был обусловлен не транспортным топливом, а сжиженным нефтяным газом (LPG), нафтой и другими нефтепродуктами, которые могут импортироваться напрямую для нефтехимического производства, а не перерабатываться из сырой нефти. В результате чистое снижение спроса на транспортное топливо привело к сокращению как объемов переработки, так и импортного спроса на сырую нефть в Китае в прошлом году.

Китайские нефтеперерабатывающие заводы закупают сырую нефть у десятков стран, при этом крупнейшими поставщиками являются Россия, Саудовская Аравия, Ирак, Оман и Малайзия. Импорт из Малайзии значительно увеличился в прошлом году и достиг 1,4 миллиона баррелей в сутки, что превышает внутреннюю добычу сырой нефти в Малайзии, составляющую около 0,6 миллиона баррелей в сутки. Эта большая разница объясняется поставками сырой нефти, которые первоначально были отправлены из Ирана, но затем были перемаркированы или переданы, чтобы избежать санкций.

Импорт из России увеличивался в 2024 году третий год подряд и составил в среднем 2,2 миллиона баррелей в сутки, что на 1% больше, чем в 2023 году. Китай увеличил импорт из России после того, как запреты на импорт и санкции стран «Большой семерки» (G7) ограничили возможности России по продаже сырой нефти. Эти действия побудили Россию продавать часть своей сырой нефти по сниженным ценам, что сделало ее более привлекательной для определенных покупателей.

10 января 2025 года Соединенные Штаты объявили о дополнительных санкциях в отношении нескольких нефтяных судов, перевозящих сырую нефть из России. Из-за возможных сбоев, связанных с этими действиями, нефтеперерабатывающие заводы в Китае могут сократить закупки у России и заменить эти объемы поставками из других стран-экспортеров сырой нефти, не подпадающих под санкции, таких как Бразилия, Канада, США или страны Ближнего Востока.

Вторым по величине источником импорта сырой нефти в Китай стала Саудовская Аравия, хотя этот импорт сокращался третий год подряд и составил в среднем 1,6 миллиона баррелей в сутки, что на 9% меньше, чем в 2023 году. Импорт из других ближневосточных стран ОПЕК, включая Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Кувейт, также сократился, но импорт из Ирака увеличился. Несмотря на небольшие объемы, импорт сырой нефти из Канады увеличился, особенно во второй половине года, после того как в мае 2024 года начались коммерческие операции по проекту расширения Trans Mountain (TMX). Это расширение трубопровода увеличивает экспортные мощности сырой нефти в Азию с западного побережья Канады, что способствовало увеличению импорта из Канады до более чем 0,3 миллиона баррелей в сутки в сентябре, что является рекордным показателем.

Управление прогнозирует, что потребление нефти в Китае будет расти более медленными темпами в 2025 и 2026 годах, чем в предыдущие годы. Поскольку ожидается, что рост потребления в Китае опередит внутреннюю добычу сырой нефти и других жидких видов топлива, прогнозируется увеличение чистого импорта. Прошлым летом было опубликовано исследование о расширении нефтеперерабатывающих мощностей в Китае и других странах до 2028 года. В ближайшие несколько лет откроются или расширятся несколько интегрированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, что предполагает дальнейший рост импорта сырой нефти для удовлетворения потребностей этих предприятий в сырье.

Однако изменение налогового законодательства, введенное в декабре 2024 года, создает значительную неопределенность для торгового баланса Китая по нефти в этом году. Китай сократил возврат налога на добавленную стоимость, предлагаемый на экспорт некоторых нефтепродуктов, что снижает их конкурентоспособность на мировых рынках. В зависимости от влияния этого изменения на деятельность и прибыльность китайских нефтеперерабатывающих заводов, объемы переработки и импорт сырой нефти могут снизиться.