Экспорт этана из США ожидает значительный рост вплоть до 2026 года. Такой прогноз обусловлен устойчивым мировым спросом на этан как на нефтехимическое сырье, масштабным расширением американских экспортных мощностей и вводом в эксплуатацию более крупных танкеров для его перевозки. По данным Управления энергетической информации США (EIA), чистый экспорт этана из страны, которая не импортирует этот продукт, вырастет на 14% в 2025 году и еще на 16% в 2026 году.
Этан является одним из ценных компонентов, извлекаемых из природного газа. В нефтехимической промышленности он служит ключевым сырьем для производства этилена, который, в свою очередь, является основой для создания широкого спектра продуктов, включая различные виды пластмасс, смол и синтетического каучука.
Рост экспорта напрямую поддерживается активным развитием инфраструктуры. Так, компания Energy Transfer во втором квартале 2025 года введет в эксплуатацию свой терминал в Недерленде, штат Техас, способный отгружать 250 тысяч баррелей этана или пропана в сутки. К концу 2025 года эта же компания планирует расширить мощности своего терминала в Маркус-Хук, штат Пенсильвания, на 20 тысяч баррелей в сутки. В то же время компания Enterprise ввела в строй этновый терминал на реке Нечес в Техасе мощностью 120 тысяч баррелей в сутки, а запуск второй фазы проекта в начале 2026 года добавит еще 180 тысяч баррелей. Уже реализованные проекты увеличили экспортные мощности США на 16%, а вторая фаза терминала на реке Нечес расширит их еще на 21%.
Американские компании наращивают мощности в ответ на растущий мировой спрос, особенно со стороны Китая, который исторически является крупнейшим покупателем американского этана. В 2024 году на долю КНР пришлось 47% всех поставок. Новые и модернизированные крекинг-установки в Китае способствуют увеличению спроса. Например, компания Wanhua Chemical недавно завершила строительство второй крекинг-установки в Яньтае, работающей на этане и нафте, а также проводит модернизацию первой установки для перехода с пропана на этан.
Несмотря на позитивные прогнозы, после 2026 года на рынке могут появиться факторы неопределенности. Рост спроса в Китае может замедлиться из-за перенасыщения рынка производными этилена в Восточной Азии. Кроме того, на торговлю влияют регуляторные изменения. Задержка двух китайских проектов по строительству крекинг-установок и их возможный перевод на нафту вместо этана связаны с временным требованием властей США о получении специальных лицензий на экспорт в Китай. Хотя это требование было отменено, оно показало уязвимость поставок. Важно отметить, что если нафту можно закупать во многих странах мира, то единственным поставщиком этана морским путем остаются США.
Спрос на американский этан растет и в Европе. Ожидается, что в третьем квартале 2026 года в Антверпене, Бельгия, будет запущена крекинг-установка «Project One» компании INEOS мощностью около 80 тысяч баррелей этана в сутки. Этот проект станет крупнейшим в Европе и одним из самых значительных в мире, что укрепит нефтехимическое производство в Северо-Западной Европе.
Параллельно с ростом экспортных мощностей увеличиваются и размеры судов для транспортировки этана. Для межконтинентальных маршрутов создаются сверхкрупные этановые танкеры (ULEC), способные перевозить до 1,5 миллиона баррелей. В 2024 году компания Eastern Pacific Shipping заказала шесть таких судов, которые будут построены на китайских верфях к 2027 году. Однако торговый представитель США планирует с октября ввести пошлины на суда китайской постройки, что добавляет еще один элемент неопределенности в американо-китайскую торговлю этаном.