Водородная инфраструктура Европы: вызовы роста

Европейский сектор водорода находится на перепутье, и его участники сталкиваются с различными уровнями готовности к переходу на новые технологии. Кимберли Сари из ILF Consulting Engineers сообщает о необходимых изменениях и согласованиях, которые помогут европейскому сектору водорода преодолеть переломный момент.

Например, участники транспортного сектора выигрывают от относительно структурированной нормативно-правовой базы, что позволяет им двигаться вперед. В то же время другие ключевые игроки, например, потребители, работают в условиях неопределенности, что тормозит развитие сектора в целом. Такая неравномерность подчеркивает острую необходимость согласования действий по всей цепочке поставок, особенно в связи с тем, что Европа стремится к достижению амбициозных целей по декарбонизации.

Отмечается, что регулирование играет важную роль в формировании рынка низкоэмиссионных молекул и водорода. Хотя Европейский Союз добился значительного прогресса в разработке директив, например, касающихся «зеленого» водорода и возобновляемого топлива небиологического происхождения (RFNBO), многие государства-члены отстают в переносе этих директив в национальное законодательство. Эта задержка создает неравные условия для заинтересованных сторон.

Участники транспортного сектора выигрывают от более четких регуляторных структур, например, тех, которые регулируют перепрофилирование газопроводов для транспортировки и хранения водорода. Эта нормативная определенность позволяет им принимать обоснованные решения и реализовывать долгосрочные планы. Однако разработчики и потребители сталкиваются с большей неопределенностью. Для разработчиков двусмысленность стандартов, особенно в отношении классификации «низкоуглеродного» водорода, усложняет планирование проектов и принятие инвестиционных решений. Для потребителей отсутствие последовательной основы для использования водорода в различных секторах, таких как морской транспорт и тяжелая промышленность, снижает уверенность в заключении долгосрочных соглашений.

Пакет ЕС «Fit for 55» предлагает дорожную карту по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году. Однако достижение этих целей требует не только амбициозного законодательства, но и скоординированных усилий заинтересованных сторон по всей цепочке создания стоимости, от политиков и финансистов до разработчиков и потребителей. Без четкой нормативно-правовой базы для всех заинтересованных сторон эти усилия остаются фрагментарными, замедляя темпы развития.

Финансирование остается одним из самых значительных препятствий на европейском рынке низкоэмиссионных молекул и водорода. Финансовый сектор хорошо развит и готов инвестировать в проекты по низкоэмиссионным молекулам, но его традиционные инструменты управления рисками часто несовместимы с уникальными проблемами этих проектов. Разработчики изо всех сил пытаются продемонстрировать окупаемость из-за высоких первоначальных затрат, длительных сроков реализации проектов и отсутствия долгосрочных соглашений с потребителями, которые обеспечили бы потоки доходов.

Это несоответствие останавливает даже самые многообещающие проекты. Государственные финансовые институты, такие как Европейский водородный банк, и такие инициативы, как H2Global, работают над снижением рисков на ранних стадиях, предоставляя аукционы и гарантии, которые привлекают частные инвестиции. Хотя эти механизмы полезны, их недостаточно для удовлетворения растущих потребностей сектора.

Разделение рисков остается ключевым вопросом. Краткосрочные и среднесрочные планы потребителей расходятся с долгосрочными финансовыми обязательствами, требуемыми разработчиками и финансистами. Это несоответствие создает порочный круг: потребители не решаются брать на себя обязательства без налаженной инфраструктуры и стабильных цен, в то время как разработчики не могут получить финансирование или приступить к реализации проектов без этих обязательств. Разрыв этого цикла требует инновационных решений, включая государственные гарантии, новые инструменты финансирования и более тесное сотрудничество между заинтересованными сторонами.

Среди всех групп заинтересованных сторон разработчики добились наибольшего прогресса в подготовке к будущему, основанному на низкоэмиссионных молекулах и водороде. Они активно работают над крупномасштабными проектами по производству и импорту для достижения амбициозных целей Европы. Однако их усилия часто тормозятся двумя основными препятствиями: трудностями с получением финансирования и отсутствием долгосрочных соглашений с потребителями.

Обеспечение окончательного инвестиционного решения (FID) для капиталоемких водородных проектов требует тщательного планирования как в области проектирования, так и в области финансирования. Разработчики должны ориентироваться в сжатых сроках, меняющихся нормативных требованиях и высоком уровне финансового риска. Эти проблемы еще больше усугубляются отсутствием долгосрочных обязательств со стороны потребителей, которые часто предпочитают гибкие, краткосрочные соглашения, позволяющие им адаптироваться к волатильности цен на энергоносители.

Несмотря на эти проблемы, разработчики сохраняют оптимизм в отношении будущего. Политическая поддержка на высоком уровне, существенные инженерные решения и возможность перепрофилирования существующей газовой инфраструктуры обеспечивают основу для роста. Однако для ускорения прогресса разработчикам необходимы более твердые обязательства со стороны других заинтересованных сторон, в частности, финансовых учреждений и потребителей.

Транспортировка и хранение водорода представляют собой еще одну проблему. Существующая в Европе инфраструктура недостаточна для поддержки межконтинентальной транспортировки низкоэмиссионных молекул и водорода, а также его внутреннего распределения внутри континента. Необходимы ключевые инвестиции для расширения портов, трубопроводов и хранилищ.

Перепрофилирование существующей газовой инфраструктуры предлагает практичное решение некоторых из этих проблем. Например, преобразование газопроводов в водородные может снизить затраты и ускорить развертывание. Хранение в кавернах также имеет значительный потенциал для стабилизации поставок, особенно по мере увеличения производства водорода.

Главным препятствием в развитии инфраструктуры является выбор времени. Быстрый рост спроса на водород требует, чтобы инфраструктура расширялась аналогичными темпами. Это требует тесной координации между операторами систем передачи, государственными органами, разработчиками и потребителями. Без проактивных инвестиций и планирования узкие места в инфраструктуре могут затормозить развитие рынка.