
Амбициозные цели Европейского союза по хранению углерода, установленные в рамках Закона о чистой нулевой промышленности (NZIA) в середине 2024 года, находятся под угрозой срыва. Согласно новому анализу консалтинговой компании Wood Mackenzie, ожидаемые к 2030 году мощности по закачке CO2 окажутся значительно ниже требуемого уровня в 50 миллионов тонн в год.
Независимое исследование показывает, что повсеместные задержки проектов и нормативные проблемы подрывают стремление Европы к развитию технологий улавливания и хранения углерода (CCS). По оценкам Wood Mackenzie, доступные мощности ЕС по закачке CO2 к 2030 году составят около 28,5 миллиона тонн в год, что создает дефицит в 21,5 миллиона тонн. Этот показатель может оказаться еще ниже, если не учитывать проекты, пока не получившие лицензии, поскольку регуляторные барьеры являются одним из ключевых препятствий для их реализации.
Анализ, проведенный по заказу ExxonMobil, OMV Petrom, Shell и TotalEnergies, но выполненный Wood Mackenzie независимо, изучил заявленные проекты по всему ЕС. На данный момент в Евросоюзе не действует ни одного крупного хранилища. Небольшие пилотные проекты и те, по которым уже принято окончательное инвестиционное решение, обеспечат к 2030 году лишь 2,9 миллиона тонн мощностей.
«Амбиции ЕС в области хранения углерода сталкиваются с коммерческими и техническими реалиями, — заявил Джон Стори, вице-президент по энергетическому консалтингу и глава отдела CCS-консалтинга в Wood Mackenzie. — При средних задержках проектов более полутора лет и ценах на выбросы в ЕС, которые все еще значительно ниже затрат на CCS, мы видим, что политика опережает рыночные основы и возможности отрасли. Средний восьмилетний срок разработки от получения лицензии до ввода в эксплуатацию означает, что окно для достижения целей 2030 года, по сути, закрылось».
Европейским проектам по хранению требуется около восьми лет от разведки и оценки до начала работы. Это означает, что для запуска к 2030 году проекты должны были получить лицензии на разведку или оценку не позднее 2023 года. Однако к этому сроку достаточно продвинутыми были лишь проекты общей мощностью 15,6 миллиона тонн в год. Учитывая длительный период разработки в сочетании с нормативными препятствиями и судебными спорами, ускорение проектов для соблюдения сроков не представляется реалистичным.
Исследование выявило, что процесс лицензирования не поспевает за потребностями отрасли. Например, в Италии действует лишь пилотный проект, а Нидерланды, одна из самых передовых юрисдикций Европы в области CCS, выдали всего две лицензии на хранение CO2. Ряд проектов, включая Porthos и Aramis в Нидерландах, столкнулись с задержками из-за юридических возражений.
Экономические трудности усугубляют ситуацию. Цены в Системе торговли выбросами ЕС (ETS), составляющие в среднем 70 долларов США за тонну в 2024 году, остаются ниже приведенной стоимости CCS для всех смоделированных европейских проектов. Эта экономическая реальность в сочетании с проблемами банковского финансирования и колебаниями цен ограничивает инвестиционный аппетит. Многие проекты по улавливанию углерода оказываются нерентабельными из-за недостаточных стимулов, что создает высокий риск «зависших активов». Кроме того, многие заявленные объекты улавливания находятся далеко от предполагаемых хранилищ, что требует строительства дорогостоящей транспортной инфраструктуры.
Выводы исследования подчеркивают разрыв между политическими амбициями и реальностью. Хотя ЕС создал благоприятную нормативную среду по сравнению с другими регионами, существующих стимулов недостаточно, и разработчикам приходится искать несколько источников финансирования. Авторы анализа предполагают, что цель NZIA на 2030 год может быть пересмотрена, когда Европейская комиссия проведет оценку прогресса в 2028 году, как это и было изначально запланировано в законодательстве.

