Международное энергетическое агентство подчеркивает важную роль, которую низкоуглеродный водород будет играть в декарбонизации секторов с трудносокращаемыми выбросами, таких как тяжелая промышленность. Для этого необходимо создать инфраструктуру для транспортировки водорода от центров производства к зонам высокого спроса.
Ключевым элементом в этом процессе становится планируемый «Южный водородный коридор». Проект предполагает строительство трубопровода протяженностью 3300 км, который соединит богатый потенциал Северной Африки по производству низкоуглеродного водорода с потребительскими центрами в Европе.
Важнейшей особенностью будущей инфраструктуры станет ее «технологическая нейтральность». Это означает, что по коридору можно будет транспортировать как «зеленый», так и «голубой» водород, при условии, что продукт соответствует установленным порогам интенсивности выбросов. Такой подход позволит максимизировать практическую пользу трубопровода и внести наиболее весомый вклад в глобальную декарбонизацию и энергетическую безопасность Европы.
Хотя проект способен трансформировать энергоснабжение Европы, для его реализации необходимо преодолеть несколько серьезных вызовов. Жизнеспособность «Южного водородного коридора» напрямую зависит от наличия достаточного спроса, а также от тесного сотрудничества в области создания инфраструктуры и гармонизации регулирования.
Северная Африка, с ее изобилием солнечных и ветровых ресурсов, является идеальным регионом для крупномасштабного производства водорода. Это уже подтверждают такие перспективные проекты, как Tarfaya Power-to-X и Jorf Hydrogen Project в Марокко. Тунис также обладает высоким экспортным потенциалом благодаря своему стратегическому расположению. Водород, произведенный в Северной Африке, имеет явное ценовое преимущество перед европейским, что укрепляет долгосрочную экономику импорта.
На стороне спроса в Европе затянувшееся геополитическое давление подчеркнуло необходимость диверсификации источников энергии. Однако переход для конечных потребителей, особенно крупных промышленных предприятий, требует целенаправленной поддержки. Компании столкнутся не только с затратами на переоборудование инфраструктуры, но и с тем фактом, что водород по объему обеспечивает примерно на 30% меньше полезной энергии, чем природный газ.
Одним из решений для снижения затрат является перепрофилирование существующих газопроводов для транспортировки водорода, что на 80-90% дешевле строительства новых. Компания Snam, один из операторов проекта, планирует использовать этот подход для более чем 65% протяженности коридора. Это позволит значительно сэкономить средства и укрепить доверие инвесторов. Одобрение проекта правительством Италии, которое является ключевым транзитным и потребительским хабом, стало важной вехой на пути его реализации.
Успех всего начинания зависит от устойчивой политической воли и регионального сотрудничества. Политическая нестабильность в странах-участницах может сорвать проект, поэтому долгосрочные обязательства со стороны государственного и частного секторов имеют решающее значение. Центральную роль в координации играет Европейский Союз, который может использовать такие инструменты, как Европейский водородный банк, субсидии и рыночные стимулы, чтобы сделать низкоуглеродный водород экономически конкурентоспособным.
«Южный водородный коридор» представляет собой значительный сдвиг в сотрудничестве между Европой и Северной Африкой для удовлетворения будущих энергетических потребностей. Для дальнейшего продвижения проекта политикам, инвесторам и бизнес-лидерам необходимо разработать детальную «дорожную карту», которая учтет все коммерческие, практические и регуляторные факторы, обеспечив тем самым наилучшие шансы на успех.